• Мир в котором мы живём.

    Современный транспорт – важнейший фактор нарушения биосферы и от того, насколько хорошо мы сможем уменьшить его вредное влияние, во многом зависит и будущее нашей планеты.

     
     
  • Экологически чистый транспорт.

    Троллейбус – наиболее экономичный и дешевый, не загрязняющий окружающую среду вид транспорта. Он экономичнее автобуса, меньше потребляет энергии, надежней и проще в эксплуатации, не «пожирает» кислород и не отравляет воздух отработавшими газами.

     
     
  • Экологически чистый транспорт.

    Троллейбус использует электрическую энергию, вырабатываемую на электростанциях, КПД которых выше, чем у двигателя автобуса. Причём источником электроэнергии для троллейбуса может служить любая доступная электростанция.

     
     
  • Экологически чистый транспорт.

    Двигатель троллейбуса допускает довольно значительные по величине кратковременные перегрузки. Электродвигатель может развивать полную мощность во всём диапазоне скоростей, что также важно при эксплуатации в гористой местности.

     
     
  • Просторный и вместительный салон

    Вместимость низкопольного троллейбуса обычно больше, чем у низкопольного автобуса, так как не требуется места для размещения топливных баков, двигатель и агрегаты трансмиссии троллейбуса намного более компактны, а часть электрооборудования можно разместить на крыше.

     
     

Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации


 

Пояснительная записка

 

Промежуточная аттестация обучающихся по теоретическим предметам обучения

осуществляется в форме зачетов. Зачеты проводятся в соответствии с календарным учебным графиком прохождения образовательной программы профессиональной подготовки водителей троллейбуса.

Проверка знаний и умений по учебным предметам «Основы законодательства в сфере

дорожного движения», «Психофизиологические основы деятельности водителя», «Первая

помощь при дорожно-транспортном происшествии», «Устройство и техническое обслуживание троллейбуса», «Электроснабжение троллейбуса», «Организация движения троллейбуса», «Основы управления транспортными средствами»,  «Культура обслуживания пассажиров на ГЭТ», «Основы трудового законодательства, охрана труда, электробезопасность, пожарная безопасность, охрана окружающей среды»

осуществляется по результатам решения ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения,  профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта; по оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии; по контрольному осмотру и определению неисправностей, влияющих на безопасность движения транспортного средства соответственно.

Промежуточная аттестация по практическому вождению транспортных средств

осуществляется путем выполнения контрольных заданий: по окончании первоначального

обучения вождению - контрольного задания №1; по окончании обучения вождению в условиях дорожного движения - контрольного задания №2.

Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме

квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую

квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.

Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится

по предметам «Устройство троллейбусов и их оборудование », «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Организация движения троллейбусов», «Основы управления транспортными средствами»,

Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена категории « Тb » состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством категории « Тb » на закрытой площадке. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории « Тb » в условиях дорожного движения.

Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом.

По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство.

Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность на бумажных и (или) электронных носителях.

 

 

Задачи промежуточной аттестации обучающихся

по учебным предметам.

Тематические задачи для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету «Основы законодательства в сфере дорожного движения».

 

Задача 1.

По какой траектории Вы можете выполнить поворот направо?

  1. По любой
  2. Только по А
  3. Только по Б

 

Задача 2.

 По какой траектории Вы можете продолжить движение?

  1. Только по А
  2. Только по А или  Б
  3. По любой

 

Задача 3.

Разрешен ли Вам поворот на право по указанной траектории в данной ситуации?

  1. Да
  2. Нет

 

Задача 4.

Разрешен ли Вам обгон?

  1. Разрешен.
  2. Разрешен, если скорость грузового автомобиля не менее 30 км/ч.
  3. Запрещен

 

 

Задача 5.

В данной ситуации Вам разрешается:

  1. Объехать грузовой автомобиль справа по обочине.
  2. Продолжить движение только после того, как грузовой автомобиль освободит полосу движения.
  3. Разрешается любое из перечисленных действий.

 

Задача 6.

Водитель какого автомобиля нарушил правила остановки?

  1. Только Б.
  2. Только Б и В.
  3. Все нарушили

 

 

Задача 7

В каком из указанных мест Вам разрешено поставить автомобиль на стоянку?

  1. Только  А.
  2. Только Б.
  3. В любом

 

Задача 8.

Намереваясь повернуть налево Вы должны:

  1. Уступить дорогу грузовому автомобилю.
  2. Уступить дорогу обоим транспортным средствам
  3. Проехать перекресток первым.

 

Задача 9.

При включении зеленого сигнала светофора Вы должны:

  1. Руководствуясь сигналом светофора, сразу начать движение.
  2. Убедиться в отсутствии пешеходов, завершающих переход проезжей части, после его начать движение.

 

 Задача 10.

Как вы должны действовать в данной ситуации?

  1. Проехать железнодорожный переезд без остановки перед знаком.
  2. Остановиться перед знаком и продолжить движение сразу же после проезда поезда.
  3. Остановиться перед знаком и продолжить движение, только убедившись в отсутствии приближающегося поезда.

 

Правильные ответы

 

№ задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ ответа

2

1

1

3

2

2

1

1

2

3

 

 

 

 

Тематические задачи для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету

«Психофизиологические основы деятельности водителя»

 

Задача 1.

Влияет ли на адекватное восприятие дорожной обстановки незначительная доза алкоголя?

1. Влияет.

2. Не влияет.

 

Задача 2.

Что следует понимать под неагрессивной ездой?

1. Принимать во внимание ошибки других.

2. Предусмотрительно останавливаться на каждом перекрестке.

 

Задача 3.

Каковы признаки идеального водителя?

1. Он использует любую возможность для обгона, даже если его манера вождения сопряжена с риском.

2. Он ведет себя дружелюбно, едет спокойно.

3. Он движется очень быстро, чтобы доказать свое умение.

 

Задача 4.

Какие факторы способствуют снижению внимания при управлении транспортным средством?

1. Разговор по мобильному телефону.

2. Показания на панели приборов.

 

Задача 5.

Кто непригоден, как водитель, управлять транспортным средством?

1. Лица, которые регулярно употребляют алкоголь, либо наркотики

2. Лица, которые выкуривают в день хотя бы по одной сигарете.

 

Задача 6.

Если в популярных художественных фильмах демонстрируется агрессивный стиль вождения и несоблюдение Правил дорожного движения необходимо:

1. Ориентироваться на художественный образ и подражать ему.

2. Критически реагировать на художественный образ и ни в коем случае не

подражать ему.

 

Задача 7.

Какие средства, подобно алкоголю, могут влиять на вождение?

1. Одна чашка кофе.

2. Одна чашка чая.

3. Некоторые лекарственные препараты.

 

Задача 8.

Что Вы должны сделать, если при движении ночью чувствуете признаки усталости (тяжелые веки, озноб и т. д.)?

1. Включить радио и продолжить движение.

2. Прервать движение для достаточного перерыва.

 

Задача 9.

Какое поведение детей на пешеходном, переходе необходимо учитывать?

1. Дети всегда правильно определяют скорость приближающихся транспортных средств и

ждут у края проезжей части.

2. Дети могут, не обращая внимания на транспорт, пойти, или побежать по пешеходному

переходу.

 

Задача 10.

Непосредственно перед тем, как Вы хотели начать движение, Вы очень рассердились и

разъярились. Что правильно?

1. В таком состоянии не следует начинать движение.

2. Я начну движение и разряжусь во время движения (отыграюсь).

 

 

 

Правильные ответы

 

№ задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ ответа

1

1

2

1

1

2

3

2

2

1

 

 

 

 

Тематические задачи для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету

«Основы управления транспортными средствами»

 

Задача 1.

Двигаясь в прямом направлении, Вы попали на небольшой участок обледенелой дороги. Что следует предпринять в такой ситуации?

1. Не меняя положения рулевого колеса и скорости движения, проехать скользкий участок дороги.

2. Не меняя положения рулевого колеса, выключить троллейбус и двигаться накатом.

3. Не меняя положения рулевого колеса, увеличит скорость на этом участке.

 

Задача 2.

Как влияет увеличение скорости движения на величину центробежной силы при повороте?

1. Центробежная сила увеличивается.

2. Центробежная сила не изменяется.

3. Центробежная сила уменьшается.

 

Задача 3.

Как должен действовать водитель, если произошел внезапный разрыв шины переднего колеса троллейбуса?

1. Пытаться сохранить прямолинейное движение и резко затормозить.

2. Пытаться сохранить прямолинейное движение и плавно затормозить до полной остановки троллейбуса.

 

Задача 4.

Какое транспортное средство, движущееся во встречном направлении, создает иллюзию, что оно движется с большей скоростью, чем в действительности?

1. Транспортное средство, имеющее большие габариты (автопоезд, автобус).

2. Мотоцикл.

3. Легковой автомобиль.

 

Задача 5.

В каком случае при движении на повороте дороги устойчивость автомобиля будет выше?

1. При движении с большей скоростью.

2. При движении с меньшей скоростью.

 

Задача 6.

Что рекомендуется водителю при движении по дороге, покрытой грязью?

1. Увеличить интервал и дистанцию, снизить скорость движения.

2. Уменьшить интервал и дистанцию.

3. Снизить скорость движения.

 

Задача 7

Влияет ли на устойчивость автомобиля величина радиуса поворота дороги? 1

1. Влияет.

2. Не влияет

Правильные ответы

 

№ задачи

1

2

3

4

5

6

7

№ ответа

1

1

2

1

2

1

1

 

 

Тематические задания для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету

«Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии»

 

 

Задача 1.

В каком из нижеперечисленных случаях первая помощь не оказывается?

1. Отсутствие сознания, дыхания и кровообращения.

2. Травмы различных областей тела и наружные кровотечения.

3. Инородные тела верхних дыхательных путей.

4. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.

5. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.

6. Отравления.

7. Острые инфекционные заболевания.

 

 

Задача 2.

Что является целью придания пострадавшему оптимального положения тела?

1. Повышение удобства для человека, оказывающего первую помощь.

2. Обеспечение доступа для наложения повязок, кровоостанавливающих жгутов и т.д.

3. Придание пострадавшему удобного положения, обеспечивающего ему комфорт, уменьшающего степень его страданий и не усугубляющего нарушения жизненно важных функций.

4. Предупреждение или снижение риска самопроизвольного перемещения тела по­страдавшего.

 

 

Задача 3.

Какие основные признаки закупорки инородным телом верхних дыхательных путей тяжелой степени наблюдаются у пострадавшего?

1. Не может дышать или дыхание явно затруднено (шумное, хриплое), хватается за горло, не может говорить, только кивает.

2. Хватается за горло, кашляет, просит о помощи.

3. Надрывно кашляет, пытается что-то сказать, лицо багровеет.

4.Жалуется на наличие инородного тела в дыхательных путях, говорит, что «поперхнулся», просит постучать по спине.

 

 

Задача 4.

 Если в ране находится инородный предмет, какие действия необходимо предпринять?

1. Срочно извлечь из раны инородный предмет, остановить кровотечение доступными способами, вызвать скорую медицинскую помощь.

2. Не извлекать из раны инородный предмет, наложить повязку вокруг инородного предмета, предварительно зафиксировав его салфетками или бинтами, вызвать скорую медицинскую помощь.

3. Не предпринимать никаких действий до прибытия медицинских работников.

4. Обработать рану раствором антисептика, закрыть рану стерильной салфеткой, вызвать скорую медицинскую помощь.

5. Аккуратно удалить инородный предмет, кровотечение из раны остановить путем заполнения ее стерильными салфетками, вызвать скорую медицинскую помощь, положить холод на место ранения.

 

 

 

Задача 5.

Какова цель обзорного осмотра пострадавшего?

1. Оценить его общее состояние.

2. Обнаружить явные признаки наружного кровотечения (прежде всего, артериального).

3. Попытаться обнаружить ранения различных областей тела.

4. Определить, нуждается ли пострадавший в оказании первой помощи.

 

 

Задача 6.

В каких случаях, из перечисленных ниже, вы станете накладывать кровоостанавливающий жгут?

1. При артериальном кровотечении.

2. При обильном венозном кровотечении.

3. При всех видах сильного кровотечения.

4. При определении большой лужи крови.

 

 

Задача 7.

Что, из перечисленного ниже, не относится к мероприятиям первой помощи?

1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи, вызов скорой медицинской помощи.

2. Определение наличия сознания и признаков жизни у пострадавшего.

3. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации.

4. Мероприятия по применению обезболивающих средств при тяжелых травмах и шоке.

5. Мероприятия по осмотру пострадавшего, остановке наружного кровотечения и оказанию первой помощи при травмах, отравлениях и других состояниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавшего.

6. Придание пострадавшему оптимального положения тела и контроль состояния по­страдавшего (сознание, дыхание, кровообращение).

7. Оказание психологической поддержки пострадавшему, и передача его бригаде скорой медицинской помощи.

 

 

Задача 8.

Какова последовательность подробного осмотра пострадавшего, находящегося в сознании?

1. Голова, шея, грудная клетка, живот, ноги и руки.

2. Грудная клетка, голова и шея, ноги и руки, живот.

3. Голова, грудная клетка, живот, шея, руки и ноги.

4. Ноги и руки, голова и шея, грудная клетка и живот.

 

 

Задача 9.

Какой способ максимально быстро останавливает артериальные кровотечения?

1. Наложение кровоостанавливающего жгута.

2. Наложение давящей повязки.

3. Пальцевое прижатие артерии.

4. Прямое давление на рану.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Задача 10.

Какое действие Вы выполните после того, как у пострадавшего, которому проводилась сердечно-легочная реанимация, появились признаки жизни?

1. Придать пострадавшему устойчивое боковое положение и контролировать состояние пострадавшего.

2. Продолжить сердечно-легочную реанимацию с осторожностью.

3. Позвонить и отменить вызов скорой медицинской помощи.

4. Прекратить проведение сердечно-легочной реанимации.

 

 

Правильные ответы

 

№ задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ ответа

7

3

1

2

2

1

4

1

3

1

 

 

 

Тематические задачи для проведения промежуточной аттестации

обучающихся по учебному предмету

«Организация движения троллейбусов»

 

Задача 1.

При возникновении какой неисправности Вам запрещено дальнейшее движение даже до места ремонта или стоянки?

1. Неисправна рабочая тормозная система.

2. Повреждено или отсутствует одно из стекол кузова

3. Не работает стеклоомыватель.

 

 

Задача 2.

При возникновении какой неисправности Вам запрещено дальнейшее движение даже до места ремонта или стоянки?

1. Не работает привод дверей.

2. Неисправно рулевое управление.

3. Отсутствует амортизатор

 

 

Задача 3.

В каком случае Вам запрещается дальнейшее движение даже до места ремонта или стоянки?

1. Неисправен токоприемник.

2. Отсутствуют предусмотренные конструкцией зеркала заднего вида.

3. Неисправно сцепное устройство.

 

 

Задача 4.

При какой неисправности Вам запрещено дальнейшее движение средстве на транспортном во время дождя или снегопада?

1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

2. Не действует стеклоочиститель со стороны водителя.

3. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного

средства стеклоомыватели.

 

Задача 5.

В каких случаях Вам запрещается дальнейшее движение даже до места ремонта или стоянки с не горящими (из-за неисправности) фарами и задними габаритными огнями?

1. Только в условиях недостаточной видимости.

2. Только в темное время суток.

3. В обоих перечисленных случаях.

 

 

Задача 6.

Разрешается ли движение до места ремонта или стоянки в темное время суток с не горящими (из-за неисправности) фарами и задними габаритными огнями?

1. Запрещается только на дорогах без искусственного освещения.

2. Запрещается.

3. Разрешается.

 

 

Задача 7.

При какой неисправности тормозной системы Вам запрещается эксплуатация троллейбуса?

1. Не включается контрольная лампа стояночной тормозной системы.

2. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние

транспортного средства на уклоне до 60 0/00  включительно.

3. Уменьшен свободный ход педали тормоза.

 

Задача 8.

   При каком значении суммарного люфта в рулевом управлении

допускается эксплуатация троллейбуса?

1. Не более 100.

2. Не более 200.

3. Не более 250.

 

Задача 9.

Какая наименьшая величина остаточной высоты рисунка протектора допускается при эксплуатации троллейбуса?

1. 0,8 мм.

2. 1,0 мм.

3. 1,6 мм.

4. 2,0 мм.

 

Задача 10.

Какая допустимая величина утечки воздуха из пневмосистемы расторможенного троллейбуса в течении 15 мин?

1. 0,8 кгс/см2

2. 0,25кгс/см2

3. 0,6 кгс/см2

 

 

 

Правильные ответы

 

№ задачи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ ответа

1

2

1

2

3

2

2

1

4

2

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематические задачи для проведения  аттестации

обучающихся по учебному предмету

«Культура обслуживания пассажиров на городском электротранспорте»

 

  1. Каковы элементы культуры обслуживания?
  2. Какие требования к подвижному составу?
  3. Какие требования к работе водителя?
  4. Знание водителем троллейбуса транспортной сети города
  5. Где находятся пункты пересадок на различные виды пассажирского транспорта?

 

 

 

 

 

Контрольные задания для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету

 «Вождение троллейбуса»

 

 

Контрольное задание №1

 

Оценка. Руководство по оценке

Категория «Тb »: начало движения, движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линии; движение по «змейке»; постановка в «бокс» задним ходом; преодоление габаритного тоннеля из положения с предварительным поворотом направо (налево); начало движения на подъеме; разгон и торможение с остановкой у стоп-линии;

 

Общая характеристика процесса оценки

Для подтверждения освоения данного задания обучающемуся необходимо про­демонстрировать умения самостоятельно начинать движение, двигаться по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линий; двигаться по «змейке;

ставить троллейбус в «бокс» задним ходом; преодолевать габаритный тоннель из положения с предварительным поворотом направо (налево); начинать движение на подъеме; разгоняться и тормозить с остановкой у стоп-линий

Виды и способы оценки должны соответствовать содержанию задания и могут включать в себя:

- решение ситуационных задач (тестов);

- выполнение практических действий.

Итоговая оценка должна обязательно носить комплексный характер. Для фиксирования результатов оценки следует составить контрольную ведомость обучающегося.

 

Общие принципы и подходы к оценке

Оптимальным методом оценки выполнения задания может служить демонстрация обучающимся умений и знаний, позволяющая получить подтверждение его компетенций в управлении троллейбусом на закрытой площадке.

Для подтверждения освоения задания обучающемуся необходимо продемонстрировать умения самостоятельно начинать движение, двигаться по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линии; двигаться по «змейке»; ставить троллейбус в «бокс» задним ходом; преодолевать габаритный тоннель из положения с предварительным поворотом направо (налево); начинать движение на подъеме; разгоняться и тормозить с остановкой у стоп-линии

Целесообразным может также быть и устный или программированный опрос. Формулировки вопросов и требования к практическим заданиям должны быть четкими, ясными и доступными для понимания обучающимся.

Лицам, проводящим оценку, следует документально фиксировать методы, используемые для оценки всех действий по выполнению задания.

 

       Принципы и подходы к проведению оценки конкретных видов деятельности

По данному заданию преподаватель-оценщик для оценки действий:

начала движения, остановки троллейбуса у стоп-линий с применением различных способов торможения контролирует действия обучающегося. По окончании выполнения практического задания обучающемуся будет предложено решить до 5 ситуационных задач по теме: «Начало движения, движение по прямой, остановка автомобиля».

            Положительным считается результат, при котором правильно выполнено практическое задание и решены 4 ситуационные задачи из 5 предложенных.

- Въезда в ворота передним и задним ходом и выезда из ворот передним и задним ходом с поворотами на право и налево; выполненияупражнений «Змейка» контролирует действия обучающегося.

По окончании выполнения практического задания обучающемуся будет предложено решить 5 ситуационных задач по теме: «Маневрирование в ограниченных проездах».

Положительным считается результат, при котором правильно выполнено практическое задание и решены 4 ситуационные задачи из 5 предложенных.

- Движения по габаритному тоннелю из положения с предварительным поворотом направо(налево); выполнения упражнений «:Остановка и трогание на подьеме», «:Въезд в бокс»контролирует  действия обучающегося.

По окончании выполнения практического задания обучающемуся будет предложено решить 5 ситуационных задач по теме: «Сложное маневрирование».

             Положительным считается результат, при котором правильно выполнено практическое задание и решены 4 ситуационные задачи из 5 предложенных.

            Итоговая оценка будет выставляться по результатам выполнения контрольного задания по проверке всех перечисленных действий с соблюдением требований Правил и безопасности дорожного движения по управлению троллейбусом на закрытой площадке.

             Преподаватель и мастер производственного обучения будут контролировать действия обучающегося и оценивать правильность и безопасность их выполнения. В ходе контрольного занятия обучающемуся будет предложено решить 10 ситуационных задач, чтобы продемонстрировать знания.

            Положительная оценка выставляется, если обучающийся правильно выполнил практическое задание по всем действиям и решил 8 ситуационных задач из 10 предложенных.

            Продолжительность выполнения контрольного задания - до 1 часа.

 

 

                    Памятка по оценке умений для обучающегося

            Название: начало движения, движение но кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линий; движение по «змейке»; постановка в «бокс» задним ходом; преодоление габаритного тоннеля из

положения с предварительным поворотом направо (налево); начало движения на подъеме; разгон и торможение с остановкой у стоп-линии.

            Для оценки Ваших знаний и умений в области начала движения, движения по прямой, остановка троллейбуса у стоп-линий с применением различных способов торможения Вам будет предложено выполнить практические задания с соблюдением требований Правил и безопасности дорожного движения:

1. Отрегулировать положение сидения водителя, рулевого колеса, зеркал заднего вида,

2. Включить троллейбус, включить дневные ходовые огни (ближний свет фар), включить и при необходимости выключить стеклоочистители, подать предупредительные сигналы.

3. Начать движение, двигаться по прямой

4. Останавливать автомобиль у стоп-линий с применением различных способов торможения.

            Преподаватель и мастер производственного обучения будут контролировать Ваши действия, а по окончании практического задания Вам будет предложено 5 ситуационных задач по теме: «Начало движения, движение по прямой, остановка автомобиля».

Положительным считается результат, при котором правильно выполнено практическое задание и решены 4 ситуационные задачи из 5 предложенных.

Продолжительность - до 0,2 часа.

 

 

Для выполнения этого задания Вам необходимо:

            Знать - порядок и правила регулировки положения сидения водителя, рулевого колеса и зеркал заднего вида, расположение органов управления

троллейбусом, порядок включения троллейбуса, требования ПДД к порядку использования внешних световых приборов и предупредительных сигналов, обязанности водителя, принцип работы рабочей и стояночной тормозных систем; порядок действий при трогании с места, движении по прямой и остановке троллейбуса, способы торможения;  требования ПДД к началу движения и остановке.

            Уметь - регулировать положение сидения водителя, рулевого колеса, зеркал заднего вида для принятия оптимальной посадки, производить включение троллейбуса, действовать органами управления при трогании с места, движении и остановке троллейбуса на горизонтальном участке и на уклонах дороги с применением различных способов торможения.

            Для оценки Ваших знаний и умений в области въезда в ворота, выполнения упражнений «Змейка» Вам будет предложено выполнить практические задания с соблюдением требований Правил и безопасности дорожного движения:

1. Въехать в ворота с поворотами направо (налево).

2. Проехать по траектории «змейка» передним ходом и остановиться перед линией «СТОП » (выполнить упражнение «Змейка»).

            Преподаватель и мастер производственного обучения будут контролировать Ваши действия, а по окончании практического задания Вам будет предложено 5 ситуационных задач по теме: «Маневрирование в ограниченных проездах».

            Положительным считается результат, при котором правильно выполнено практическое задание и решены 4 ситуационные задачи из 5 предложенных

            Продолжительность - до 0,3 часа.

 

Для выполнения этого задания Вам необходимо:

            Знать - статические и динамические габариты троллейбуса, приемы руления и наблюдения за дорогой при движении передним и задним ходом; условия упражнений и меры безопасности при их выполнении.

            Уметь - безопасно управлять автомобилем при въезде в ворота с поворотами направо и налево, а также при выполнении упражнений «Змейка»

            Для оценки Ваших знаний и умений в области движения по габаритному тоннелю из положения с предварительным поворотом направо(налево); выполнения упражнений «Остановка и трогание на подъеме, «Въезд в бокс» Вам будет предложено выполнить практические задания с соблюдением требований Правил и безопасности дорожного движения:

1. Двигаться по габаритному тоннелю из положения с предварительным

поворотом направо (налево).

2. Двигаться по наклонному участку, остановиться на наклонном участке перед линией «СТОП», начать движение на наклонном участке, остановиться перед линией «СТОП» (выполнить упражнение «Остановка и трогание на подъеме»).

4. Въехать в «бокс» задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево) и остановиться перед линией «СТОП » (выполнить упражнение No8 «Въезд в бокс»).

            Преподаватель и мастер производственного обучения будут контролировать Ваши действия, а по окончании практического задания Вам будет предложено 5 ситуационных задач по теме: «Сложное маневрирование».

             Положительным считается результат, при котором правильно выполнено практическое задание и решены 4 ситуационные задачи из 5 предложенных.

            Продолжительность - до 0,3 часа.

 

Для выполнения этого задания Вам необходимо:

             Знать - особенности работы тормозных систем троллейбуса и порядок действий водителя при остановке и начале движения на уклонах дороги; статические и динамические габариты троллейбуса, приемы руления и наблюдения за дорогой при движении задним ходом; условия упражнений и меры безопасности при их выполнении.

              Уметь - безопасно управлять троллейбусом при движении по габаритному тоннелю задним ходом, а также при выполнении упражнений «Остановка и трогание на подъеме» и «Въезд в бокс».

             Положительная оценка выставляется, если Вы правильно выполнили практическое задание по всем действиям и решили 8 ситуационных задач из 10 предложенных.

             Продолжительность выполнения контрольного задания - до 1 часа.

 

 

Оценочные задания.

Задание 1.1

            Начало движения, движение по прямой, остановка автомобиля.

 

 Практическое задание - отрегулировать положение сидения водителя, рулевого колеса, зеркал заднего вида. Включить троллейбус, включить дневные ходовые огни (ближний свет фар), включить и при необходимости выключить стеклоочистители, подать предупредительные сигналы, начать движение, двигаться по прямой, останавливать автомобиль у стоп-линии с применением различных способов торможения.

 Ситуационные задачи:

1. Как и для чего необходимо регулировать положение сидения, рулевого колеса и зеркал заднего вида?

2. Какова последовательность действий водителя при трогании троллейбуса с места?

3. Каковы основные приемы управления тормозной системой при комбинированном торможении?

4. Что означает понятие «электроторможение»?

5. В каких случаях применяется экстренное торможение?

 

Задание 1.2

Маневрирование в ограниченных проездах

 

Практическое задание - въехать в ворота с поворотами направо и налево; проехать по траектории «змейка» передним ходом и остановиться перед

линией «СТОП» (выполнить упражнение «Змейка»

 

     Ситуационные задачи:

1. Какие правила безопасности должен выполнять водитель при проезде габаритных ворот?

2.Правила проезда по канаве.

3. Какие приемы руления использует водитель при проезде по траектории «змейка»?

4. Каковы условия выполнения упражнения «Змейка»?

5.Правила пользования электротормозами.

 

Задание 1.3

Сложное маневрирование

 

Практическое задание - двигаться по габаритному тоннелю из положения с предварительным поворотом направо (налево); двигаться по наклонному участку, остановиться на наклонном участке перед линией «СТОП», начать движение на наклонном участке, остановиться перед линией «СТОП» (выполнить упражнение «Остановка и трогание на подъеме»); въехать в «Бокс» задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево) и остановиться перед линией «СТОП » (выполнить упражнение «Въезд в бокс»).

 

        Ситуационные задачи:

  1. Какие приемы использует водитель при начале движения на уклонах дороги?
  2. Какие правила безопасности должен выполнить водитель при постановке троллейбуса на отстой на уклоне.

     3. Каковы условия выполнения упражнения «Остановка и трогание на подъеме»?

     4. Каковы условия выполнения упражнения «Въезд в бокс»?

     5. Какие правила безопасности должен выполнить водитель при въезде в  бокс.

 

Контрольное задание

Выполнение обучающимся всех действий по управлению автомобилем на закрытой площадке.  Ситуационные задачи:

1.Как и для чего необходимо регулировать положение сидения, рулевого колеса и зеркал заднего вида?

2.Какие правила безопасности должен выполнять водитель при проезде габаритных ворот?

3.Какие приемы руления использует водитель при проезде по траектории «змейка»?

4.Каковы условия выполнения упражнения «Змейка»?

5.Какие приемы использует водитель при начале движения на уклонах дороги?

6.Какие правила безопасности должен выполнить водитель при постановке троллейбуса на уклоне на отстой.

7.Каковы условия выполнения упражнения «Остановка и трогание на подьеме»?

8.Каковы условия выполнения упражнения «Въезд в бокс»?

9.Какие правила безопасности должен выполнить водитель при въезде в бокс.

10.Каковы основные приемы управления тормозной системой при комбинированном торможении?

 

Контрольное задание №2

 

Оценка. Руководство по оценке

Название: Управлять автомобилем в условиях дорожного движения. Общая характеристика процесса оценки для подтверждения освоения данного задания обучающемуся необходимо продемонстрировать умения самостоятельно управлять троллейбусом в условиях дорожного движения.

             Виды и способы оценки должны соответствовать содержанию задания и могут включать в себя:

- решение ситуационных задач (тестов);

- выполнение практических заданий.

             Итоговая оценка должна обязательно носить комплексный характер. Для фиксирования результатов оценки следует составить контрольную ведомость обучающегося.

            Общие принципы и подходы к оценке

Оптимальным методом оценки выполнения задания может служить демонстрация обучающимся умений и знаний, позволяющая получить подтверждение его компетенций в условиях дорожного движения.

Для подтверждения освоения задания обучающемуся необходимо продемонстрировать умения самостоятельно управлять троллейбусом в условиях дорожного движения.

             Целесообразным может быть также и устный или программированный опрос.

            Формулировки вопросов и требования к практическим заданиям должны быть четкими, ясными и доступными для понимания обучающимся

            Лицам, проводящим оценку, следует документально фиксировать методы, используемые для оценки всех действий по выполнению задания.

 

 

Принципы и подходы к проведению оценки

 конкретных видов деятельности

 

По данному заданию преподаватель-оценщик для оценки действий:

- Подготовки автомобиля к началу движения, движения в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановки и начала движения автомобиля на различных участках дороги и в местах стоянки контролирует действия обучающегося.

             По окончании выполнения практического задания обучающемуся будет предложено решить 5 ситуационных задач по теме:

«Начало движения, движение в транспортном потоке, остановка и стоянка».

            Положительным считается результат, при котором правильно выполнено практическое  задание и решены 4 ситуационные задачи из 5 предложенных.

- Встречного разъезда в узких проездах, перестроения, объезда препятствия, опережения, обгона транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов контролирует действия обучающегося.

            По окончании выполнения практического задания обучающемуся будет предложено решить 5 ситуационных задач по теме: «Обгон, опережение, встречный разъезд, проезд пешеходных переходов, железнодорожных переездов».

            Положительным считается результат, при котором правильно выполнено практическое задание и решены 4 ситуационные задачи из 5 предложенных

- проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, контролирует действия обучающегося.

            По окончании выполнения практического задания обучающемуся будет

предложено решить 5 ситуационных задач по теме: «Проезд перекрестков».

            Положительным считается результат, при котором правильно выполнено практическое задание и решены 4 ситуационные задачи из 5 предложенных.

             Итоговая оценка будет выставляться по результатам выполнения контрольного задания по управлению автомобилем в условиях дорожного движения.

            Преподаватель и мастер производственного обучения будут контролировать действия обучающегося и оценивать правильность и безопасность их выполнения.

            В ходе выполнения контрольного задания обучающемуся будет предложено решить 10 ситуационных задач, чтобы продемонстрировать знания.

Положительная оценка выставляется, если обучающийся правильно выполнил практическое задание по всем действиям и решил 8 ситуационных задач из 10 предложенных

            Продолжительность выполнения контрольного задания - до 1 часа.

 

 

Памятка по оценке умений для обучающегося

 

Название: Управлять автомобилем в условиях дорожного движения.

Для оценки Ваших знаний и умений в области подготовки автомобиля к началу движения, ,движения в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановки и начала движения троллейбуса на различных участках дороги и в местах стоянки Вам будет предложено выполнить практические задания с соблюдением требований Правил и безопасности дорожного движения:

1. Подготовить автомобиль к началу движения.

2. Двигаться в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках.

3. Останавливать автомобиль и начинать движение на различных участках дороги и в местах стоянки.

            Преподаватель и мастер производственного обучения будут контролировать Ваши действия, а по окончании практического задания Вам будет предложено 5 ситуационных задач по  теме: «Начало движения, движение в транспортном потоке, остановка и стоянка».

Положительным считается результат, при котором правильно выполнено практическое задание и решены 4 ситуационные задачи из 5 предложенных.     

            Продолжительность - до 0,3 часа.

Для выполнения этого задания Вам необходимо:

            Знать - порядок проведения контрольного осмотра и ежедневного технического обслуживания троллейбуса, неисправности и условия, при которых запрещается его эксплуатация, меры безопасности при выполнении работ, порядок начала движения, приемы управления троллейбусом при движении в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, при остановке, выбор безопасной дистанции и интервала, дорожные знаки и разметка, порядок расположения транспортных средств на проезжей части, правила остановки и стоянки.

            Уметь - проводить с соблюдением мер безопасности контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание троллейбуса, определять неисправности, при которых запрещается его эксплуатация, безопасно начинать движение, безопасно управлять автомобилем в транспортном потоке, вести автомобиль по оптимальной траектории и с безопасной скоростью на поворотах, производить остановку и начало движения на уклонах дороги, пользоваться зеркалами заднего вида и контрольно-измерительными приборами.

            Для оценки Ваших знаний и умений в области встречного

разъезда в узких проездах, перестроения, объезда препятствия, опережения, обгона транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов Вам будет предложено выполнить практические задания с соблюдением требований Правил и безопасности дорожного движения:

1. Двигаться в транспортном потоке, осуществлять перестроения перед поворотами, разворотом, при обгоне, опережении, объезде препятствия и затрудненном встречном разъезде транспортных средств.

2. Двигаться по мостам, через пешеходные переходы и железнодорожные переезды.

            Преподаватель и мастер производственного обучения будут контролировать Ваши действия, а по окончании практического задания Вам будет предложено 5 ситуационных задач по теме: «Обгон, опережение, встречный разъезд, проезд пешеходных переходов, мест остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов».

Положительным считается результат, при котором правильно выполнено практическое задание и решены 4 ситуационные задачи из 5 предложенных.  

 Продолжительность - до 0,3 часа.

Для выполнения этого задания Вам необходимо:

            Знать - приемы управления автомобилем, динамические габариты автомобиля, безопасный выбор скорости, дистанции и интервала при перестроении, объезде неподвижного препятствия, встречном разъезде, опережении и обгоне транспортных средств, проезде железнодорожных переездов, пешеходных переходов, мостов; правила проезда пешеходных переходов, охраняемых и неохраняемых железнодорожных переездов; дорожные знаки и разметка, порядок расположения транспортных средств на проезжей части, правила перестроения, обгона, опережения и встречного разъезда.

            Уметь - безопасно управлять автомобилем при перестроениях, обгоне, опережении, объезде препятствия и встречном разъезде в различных дорожно-транспортных ситуациях, при движении по мостам, пешеходным переходам, проезде охраняемых и неохраняемых железнодорожных переездов; вести троллейбус по оптимальной траектории и с безопасной скоростью, прогнозировать развитие дорожно-транспортной ситуации пользоваться зеркалами заднего вида и контрольно-измерительными приборами.

            Для оценки Ваших знаний и умений в области проезда регулируемых и не   регулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево Вам будет предложено выполнить практические задания с соблюдением требований Правил и безопасности дорожного движения:

1. Проехать регулируемые перекрестки в прямом направлении, с поворотами направо и налево.

2. Проехать нерегулируемые перекрестки в прямом направлении, с поворотами направо и налево,

             Преподаватель и мастер производственного обучения будут контролировать Ваши действия, а по окончании практического задания Вам будет предложено 5 ситуационных задач по теме: «Проезд перекрестков».

            Положительным считается результат, при котором правильно выполнено практическое задание и решены 4 ситуационные задачи из 5 предложенных.

Продолжительность - до 0,4 часа.

 

           Для выполнения этого задания Вам необходимо:

             Знать - типы и виды перекрестков, действия водителей по сигналам светофора (регулировщика), при проезде перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог; приемы управления троллейбусом при переключении сигналов светофора (смене сигналов регулировщика); дорожные знаки и разметка, правила проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков.

            Уметь - оценивать дорожную обстановку при приближении к регулируемому и нерегулируемому перекрестку, выбирать скорость движения, определять очередность проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков, выполнять требование «уступить дорогу» в различных дорожно-транспортных ситуациях, управлять троллейбусом при переключении сигналов светофора (смене сигналов регулировщика), выбирать траектории движения через перекресток при поворотах.

             Итоговая оценка будет выставляться по результатам выполнения контрольного задания по проверке всех перечисленных действий с соблюдением требований Правил и безопасности дорожного движения по управлению троллейбусом в условиях дорожного движения.

             Контроль за Вашими действиями будут производить преподаватель и мастер производственного обучения.

             В ходе выполнения контрольного задания Вам будут предложены 10 ситуационных задач для проверки знаний.

            Положительная оценка выставляется, если Вы правильно выполнили практическое задание по всем действиям и решили 8 ситуационных задач из 10 предложенных

             Продолжительность итогового задания - до 1 часа.

 

 

Оценочные задания

 

Задание 2.1

            Начало движения, движение в транспортном потоке, остановка и стоянка Практическое задание - подготовить троллейбус к началу движения, начать движение, двигаться в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, останавливать автомобиль и начинать движение на различных участках дороги и в местах стоянки.

 

                                      Ситуационные задачи:

1. В каких случаях водитель обязан подавать предупредительные сигналы?

2  Какие силы действуют на автомобиль при повороте?

3. При каких условиях разрешается движение транспортного средства задним ходом?

4. В каких местах и каким способом разрешается стоянка транспортных средств?

5.Какие приемы использует водитель при начале движения на уклонах дорог.

 

 

Задание 2.2

             Обгон, опережение, встречный разъезд, проезд пешеходных переходов, железнодорожных переездов

            Практическое задание - двигаться в транспортном потоке, осуществлять перестроения перед поворотами, разворотом, при обгоне, опережении, объезде препятствия и затрудненном встречном разъезде транспортных

средств, двигаться по мостам, пешеходные переходы и железнодорожные переезды.

 

                                           Ситуационные задачи:

1. Какое положение на проезжей части должен занять водитель перед поворотами транспортного средства?

2. В каких местах и при каких условиях запрещается обгон?

3.Как должен поступить водитель, если перед нерегулируемым пешеходным переходом замедлило движение или остановилось транспортное средство?

4. Как должен поступить водитель, приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей»?

5. В каких случаях водителю запрещается въезжать на железнодорожный переезд?

 

Задание 2.3

Проезд перекрестков

            Практическое задание - проехать регулируемые перекрестки в прямом направлении, с поворотами направо и налево, проехать нерегулируемые перекрестки в прямом направлении, с поворотами направо и налево,

.

                                           Ситуационные задачи:

1. Каковы общие правила проезда перекрестков?

2. В каких случаях трамвай имеет преимущество на перекрестках?

3. Как должен поступить водитель при повороте налево на регулируемом перекрестке?

4. Каков порядок проезда нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог, на котором главная дорога меняет направление?

5. Каков порядок проезда нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог?

 

                                          Контрольное задание

Выполнение обучающимся всех действий по управлению автомобилем в условиях дорожного движения.

Ситуационные задачи:

1. В каких случаях водитель обязан подавать предупредительные сигналы?

2. При каких условиях разрешается движение транспортного средства задним ходом?

3. В каких местах и каким способом разрешается стоянка транспортных средств?

4. В каких местах и при каких условиях запрещается обгон?

5. Как должен поступить водитель, если перед нерегулируемым пешеходным переходом замедлило движение или остановилось транспортное средство?

6. Как должен поступить водитель, приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей»?

7. В каких случаях водителю запрещается въезжать на железнодорожный переезд?

8. В каких случаях трамвай имеет преимущество на перекрестках?

9. Как должен поступить водитель при повороте налево на регулируемом перекрестке?

10. Каков порядок проезда нерегулируемых перекрестков?

 

 

 

 

Вопросы и задания для проведения

квалификационного экзамена

 

Вопросы для проведения квалификационного экзамена по учебному предмету «Основы законодательства в сфере дорожного движения»

 

1. Ответственность водителей за нарушения Правил дорожного движения.

2. Действия водителя в начале движения, при перестроении, поворотах и развороте транспортного средства.

3. Подача предупредительных сигналов приборами световой сигнализации и рукой.

4. Повороты и разворот транспортного средства на перекрестке и вне перекрестка с трамвайными путями.

5. Запретительные требования, предъявляемые Правилами дорожного движения к водителям транспортных средств.

6. Расположение транспортных средств на проезжей части в зависимости от числа полос движения, видов транспортных средств и скорости движения.

7. Порядок движения безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям.

8. Порядок движения транспортных средств по дороге с реверсивным движением и при выезде на такую дорогу.

9. Предупреждающие знаки, их назначение, общий признак предупреждения. Название и значение предупреждающих знаков.

10. Места, где запрещен разворот транспортных средств.

11. Места, где запрещено движение транспортных средств задним ходом, меры безопасности при движении задним ходом.

12. Знаки приоритета, их назначение, название и места установки. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета.

13. Ограничения скорости для различных видов транспортных средств при движении в населенном пункте, вне населенного пункта и по автомагистрали.

14. Запрещающие знаки, их назначение, общий признак запрещения. Название, значение и

места установки запрещающих знаков.

15. Обгон. Правила обгона.

16. Предписывающие знаки, их назначение, общий признак предписывания. Название, значение и места установки предписывающих знаков.

17. Правила встречного разъезда.

18. Порядок страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.

19. Знаки особых предписаний, их назначение, общие признаки. Название, значение и места установки знаков особых предписаний.

20. Остановка. Места, где разрешена остановка.

21. Информационные знаки, их назначение и общие признаки. Название, значение и места установки информационных знаков.

22. Стоянка. Правила постановки транспортных средств на стоянку. Места, где разрешена стоянка. Места, где запрещены остановка и стоянка транспортных средств.

23. Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы и методы охраны природы.

24. Перекресток. Виды перекрестков в зависимости от конфигурации и способа организации движения через них. Общие правила проезда перекрестков.

25. Нерегулируемые перекрестки. Правила проезда нерегулируемых перекрестков.

26. Горизонтальная разметка. Название линий и надписей на проезжей части. Постоянная и временная разметка. Действия водителей по требованию горизонтальной разметки.

27. Регулируемые перекрестки. Правила проезда регулируемых перекрестков.

28. Вертикальная разметка. Назначение, цвет и условия применения вертикальной разметки.

29. Понятие об уголовной ответственности. Состав преступления. Виды наказаний. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Преступления

против жизни и здоровья (оставление в опасности).

30. Понятие гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в дорожно-транспортных происшествиях Возмещение материального ущерба.

 

 Вопросы для проведения квалификационного экзамена по учебному предмету «Устройство троллейбусов и их оборудование. Электроснабжение троллейбусов. Организация движения троллейбусов. Основы трудового законодательства, охрана труда, электробезопасность, пожарная безопасность, охрана окружающей среды»

 

 

Билет 1

  1. Неисправности тормозной системы, с которыми запрещается допуск к эксплуатации троллейбуса на линии
  2. Обязанности водителя перед выездом на линию (экипировка, документы)
  3. Действия водителя при возникновении возгорания на троллейбусе
  4. ТБ при замене угольных ставок

 

Билет 2

  1. Неисправности колес и шин, с которыми запрещается допуск к эксплуатации троллейбуса на линии
  2. Что запрещается водителю во время движения
  3. Экономия электроэнергии при работе на линии.
  4. ТБ при работе на крыше троллейбуса

 

Билет 3

  1. Неисправности карданной передачи, с которыми запрещается допуск к эксплуатации троллейбуса на линии
  2. В каких ситуациях движение троллейбуса должно быть прекращено
  3. Приемка троллейбуса перед выездом на линию
  4. ТБ при проверке крепления колес
  5.  

Билет 4

  1. Неисправности крышевого оборудования, с которыми запрещается допуск к эксплуатации троллейбуса на линии
  2. Рейс нулевой, действия водителя при прибытии на конечную станцию
  3. Действия водителя в случае тока утечки
  4. ТБ при движении со смотровой канавы

 

Билет 5

  1. Неисправности кузова, с которыми запрещается допуск к эксплуатации троллейбуса на линии
  2. Обязанности водителя в течение смены
  3. В каких случаях скорость движения не должна превышать 5км/ч, 10 км/ч, 15 км/ч, 20км/час
  4. Расстояние между двумя стоящими троллейбусами

 

 

Билет 6

  1. Неисправности рулевого управления, с которыми запрещается допуск к эксплуатации троллейбуса на линии
  2. Особенности работы на линии в осенний-зимний период
  3. Что запрещается водителю во время движения
  4. ТБ при замене предохранителей Н/В и. В/В цепей

 

Билет 7

  1. Неисправности пневматического оборудования, с которыми запрещается допуск к эксплуатации троллейбуса на линии
  2. Обязанности водителя пассажирского троллейбуса во время работы на линии
  3. Действия водителя при заезде в депо по неисправности
  4. Допустимая тока утечка

 

Билет 8

  1. Неисправности центрального и колесного редукторов, с которыми запрещается допуск к эксплуатации троллейбуса на линии
  2. Действие водителя в случае поломки троллейбуса на линии
  3. Проезд участков покрытых водой или талым снегом
  4. ТБ при нахождении на территории и в помещении депо

 

Билет 9

  1. Неисправности электрического оборудования, с которыми запрещается допуск к эксплуатации троллейбуса на линии
  2. Что необходимо проверить водителю перед выездом на линию
  3. Действие водителя при ДТП
  4. Очередность постановки и снятия штанг

 

Билет 10

  1. В каких случаях неисправный троллейбус необходимо буксировать
  2. Действия водителя при постановке троллейбуса на стоянку в депо
  3. Действие водителя в случае внезапного заболевания в пути
  4. Действия водителя при ДТП

 

Билет 11

  1. Неисправности внешних световых приборов, с которыми запрещается допуск к эксплуатации троллейбуса на линии
  2. Действия водителя при ДТП
  3. Действия водителя в случае необходимости выйти из трол-са (на конечной станции или в пути)
  4. ТБ при отрыве контактного провода

 

 

 

Билет 12

  1. Неисправность подвески, с которыми запрещается допуск к эксплуатации троллейбуса на линии
  2. Действие водителя при получении производственной травмы
  3. Действие водителя при обнаружении неисправности контактной сети
  4. Проверка годности диэлектрических перчаток

 

Билет 13

  1. Правила проезда спецчастей контактной сети
  2. Действия водителя при ДТП
  3. Подъезд к остановочному пункту и отправление с остановочного пункта
  4. В каких случаях скорость движения не должна превышать 5км/час, 10 км/ч, 15 км/ч

 

Билет 14

  1. Ведение книги троллейбуса
  2. Действие водителя при задержке движения, вызванной скоплением транспорта из-за дорожно-транспортного происшествия или других причин
  3. Действие водителя в случае не возможности выйти на работу
  4. Какое право имеет водитель пассажирского троллейбуса

 

 

 

Вождение транспортных средств категории «Tb »

 

Квалификационный экзамен

Первый этап

 

  1. Содержание экзамена

 

1.1. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков

управления ТС данной категории на закрытой площадке и определения

возможности допуска к экзамену в ГИБДД.

1.2. При проведении первого этапа квалификационного экзамена у кандидата в водители проверяются соответствующие действия, умение и навыки:

• пользования органами управления ТС;

• зеркалами заднего вида;

• трогания с места;

• маневрирования в ограниченном пространстве;

• построения оптимальной траектории маневра;

• оценки дистанции, интервала, габаритных параметров ТС;

• остановки в обозначенном месте;

• въезда в бокс задним ходом;

1.3. Первый этап квалификационного экзамена проводится на закрытой от движения площадке (далее - площадка) по комплексам испытательных упражнений для конкретной категории ТС.

1.4. Комплексы испытательных упражнений содержат:

1.4.1. Для кандидатов в водители ТС категории «Tb»:

• упражнение - «остановка и трогание на подъеме»;

• упражнение - «движение по кривой»;

• упражнение - «змейка»;

• упражнение - «канава»;

• упражнение - «въезд в бокс»;

 

                                  

2. Порядок проведения первого этапа квалификационного экзамена

 

2.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методом, порядком проведения экзамена, системой оценки и предлагает выполнить в определенной после­довательности все упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.

2.2. По командам экзаменатора кандидат в водители занимает место в экзамена­ционном ТС, осуществляет подготовку к движению и выполняет упражнения.

2.3. При проведении экзамена экзаменатор контролирует ход выполнения задания, ведет хронометраж времени, подает команды кандидату в водители, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует в экзаменационном листе ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого упражнения и экзамена в целом. Экзаменатор обеспечивает соблюдение общих требований безопасности на площадке при проведении экзамена.

2.4. Ведомость с результатами экзамена подписывается экзаменатором.

 

  1. Система оценки

 

3.1. Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории «Tb».

3.2. Правильность выполнения задания каждого упражнения оценивается по системе: положительная оценка «ВЫПОЛНИЛ», отрицательная - «НЕ ВЫПОЛНИЛ».

Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую - 5, за среднюю - 3, за мелкую - 1.

Оценка «ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда кандидат в водители при выполнении упражнения не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5.

Оценка «НЕ ВЫПОЛНИЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допу­щенные ошибки составляет 5 или более.

3.3. Итоговая оценка «СДАЛ» за первый этап практического экзамена выставляется, когда кандидат в водители получил оценку «ВЫПОЛНИЛ» за все упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.

Итоговая оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители получил оценку «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за два упражнения из всех, предусмотренных комплексом, или отказался от выполнения одного упражнения.

3.4. В случае, когда кандидат в водители получил оценку                             «НЕ ВЫПОЛНИЛ» за одно упражнение из всех, предусмотренных комплексом, ему предоставляется возможность повторно выполнить это упражнение.

3.5. При положительном результате повторного выполнения упражнения за первый этап практического экзамена кандидату в водители выставляется итоговая оценка «СДАЛ», при отрицательном - «НЕ СДАЛ».

 

 

4. Испытательные упражнения для проведения первого этапа

квалификационного экзамена

 

4.1. Упражнение «Остановка и трогание на подъеме»

Содержание.

Движение по наклонному участку, остановка на наклонном участке перед линией «СТОП-1», трогание с места на наклонном участке, остановка перед линией «СТОП». Задание кандидату в водители.

По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

• занять место в ТС;

• подготовиться к движению;

• включить троллейбус.

По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

• трогание с места в стартовых воротах;

• движение по наклонному участку;

• остановку перед линией «СТОП-1» (вешкой) таким образом, чтобы все колеса автомобиля находились на наклонном участке;

• фиксацию ТС в неподвижном состоянии (стояночным или рабочим тормозом); трогание с места на наклонном участке, не допуская отката ТС назад более чем на 0,3 м *. (*Величина отката фиксируется следующим образом: после остановки ТС у линии «СТОП-1 » на расстоянии 0,3 м от заднего бампера (борта) устанавливается контрольная стойка. Если при трогании ТС на наклонном участке величина отката превысит 0,3 м, стойка

будет сбита).

• остановку перед линией «СТОП».

После остановки ТС кандидат в водители должен:

• включить стояночный тормоз;

• выключить троллейбус;

• покинуть транспортное средство.

Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны старта, остановки перед линией «СТОП-1», фиксирует откат, а его помощник - зону остановки перед линией «СТОП».

 

 

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибки

А. Грубые

Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки

5

Не зафиксировал ТС в неподвижном состоянии при остановке на наклонном участке

5

Не допустил откат ТС при трогании на наклонном участке более 0,3 м

5

Пересек линию «СТОП» (по проекции переднего габарита ТС)

5

Б. Средние

Пересек линию «СТОП» (по проекции переднего габарита ТС) при остановке на наклонном участке

3

Ручка реверса не переведена в положение «0»

3

Не включил стояночный тормоз после остановки перед линией «стоп»

3

 

 

 

4.3. Упражнение «Змейка»

Содержание.

Проезд по траектории «змейка». Задание кандидату в водители.

По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

• занять место в ТС;

• подготовиться к движению;

• включить троллейбус.

По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

• трогание с места в стартовых воротах;

• движение по заданной траектории;

• остановку перед линией «СТОП».

После остановки ТС кандидат в водители должен:

• перевести ручку реверса в положение «0»;

• включить стояночный тормоз;

• выключить троллейбус;

• покинуть транспортное средство.

Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы и выставляет оценку за упражнение.

 

 

 

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибки

А. Грубые

Сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки

5

Пересек линию «СТОП»

5

Б. Средние

Ручка реверса не переведена в положение «0»

3

Не включил стояночный тормоз после остановки перед линией «стоп»

3

 

 

 

 

Второй этап

 

1. Содержание экзамена

1.1. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков са­мостоятельного управления ТС конкретной категории в условиях дорожного движения и вынесения решения о допуске к сдаче экзаменов в ГИБДД.

1.2. При проведении второго этапа квалификационного экзамена у кандидатов в водители проверяется умение применять и выполнять требования ПДД по следующим разделам:

• общие обязанности водителей;

• применение специальных сигналов;

• сигналы светофоров и регулировщиков;

• применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки;

• начало движения, маневрирование;

• расположение транспортного средства на проезжей части;

• скорость движения;

• обгон, встречный разъезд;

• остановка и стоянка;

• проезд перекрестков;

• пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств;

• движение через железнодорожные пути;

• приоритет маршрутных транспортных средств;

• пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

1.3. Второй этап квалификационного экзамена проводится на испытательном маршруте (далее - маршрут).

Необходимое количество маршрутов определяется с учетом местных условий.     

На каждый маршрут оформляется маршрутная карта форматом А4 и присваивается порядковый номер. Все маршруты утверждаются Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения района, города (района в городе).

1.4. Маршрут должен содержать определенный набор элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки, а также предусматривать возможность выполнения кандидатом в водители обязательных действий по заданию экзаменатора с соблюдением ПДД.

2. Организация проведения экзамена

2.1. Форма проведения экзамена - индивидуальная.

При проведении экзамена в экзаменационном ТС должны находиться кандидат в водители, водитель наставник и экзаменатор.

2.2. Второй этап квалификационного экзамена проводится одним из двух методов:

• несколько кандидатов в водители поочередно осуществляют поездки по одному маршруту;

• несколько кандидатов в водители осуществляют поездки по нескольким маршрутам одновременно.

Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от количества маршрутов, количества экзаменаторов, экзаменуемых и используемых экзаменационных ТС.

Примечание. Для оптимизации временных затрат на проведение экзамена целесообразно, чтобы каждый из маршрутов начинался и заканчивался в одном и том же месте.

2.3. Маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе движения по маршруту определяются экзаменатором.

2.4. ТС должно соответствовать требованиям ПДД и Основных положений по допуску ТС к эксплуатации.

Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.

Перед началом экзамена ТС должно быть установлено экзаменатором или собственником ТС в начале маршрута, ручка реверса находиться в положении «0», стояночный тормоз - включен.

2.5. Маршрут должен обеспечить возможность выполнения кандидатом в водители следующих заданий экзаменатора:

• проезд регулируемого перекрестка;

• проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог;

• проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;

• левые, правые повороты;

перестроение в рядах на участке дороги, имеющей две и более полосы для движения в одном направлении; обгон;

• движение с максимальной разрешенной скоростью;

• проезд пешеходных переходов;

• торможение и остановку при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку.

2.6. Продолжительность экзамена на маршруте должна быть не менее 20 минут, однако экзамен может быть прекращен досрочно - после получения кандидатом в водители оценки «НЕ СДАЛ».

Примечание. В случае выполнения кандидатом в водители всех заданий экзаменатора, предусмотренных пунктом 2.5, допускается сокращение продолжительности экзамена.

2.7. Не допускается проведение экзамена в следующих случаях;

• ТС не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.4;

• маршрут не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.5;

• пользование участками дорог на маршруте угрожает безопасности дорожного движения.

 

3. Порядок проведения экзамена

3.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой и методом проведения экзамена, системой оценки, порядком и последовательностью выполнения заданий на маршруте.

3.2. По команде экзаменатора кандидат в водители занимает место водителя в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и начинает движение по маршруту, следуя указаниям экзаменатора.

3.3. При движении по маршруту экзаменатор подает команды кандидату в водители, обеспечивает безопасность движения экзаменационного ТС, контролирует правильность выполнения заданий, классифицирует и фиксирует в экзаменационном листе допущенные ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет итоговую оценку за экзамен.

Команды кандидату в водители должны подаваться экзаменатором четко и своевременно. Необходимо предлагать кандидату в водители самому определять оптимальный порядок действий. Например, команды остановиться должны подаваться соответственно в следующей форме: «Выберите место для остановки и остановитесь».

Запрещается провоцировать кандидата в водители к каким-либо действиям в нарушение требований ПДД.

При возникновении угрозы безопасности движения с целью предотвращения возникновения дорожно-транспортного происшествия водитель–наставник обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления экзаменационным ТС.

3.4. Экзаменационная ведомость с результатами экзамена подписывается экзаменатором.

4. Система оценки

4.1. Второй этап квалификационного экзамена в итоге оценивается по системе: положительная оценка «СДАЛ», отрицательная - «НЕ СДАЛ».

4.2. Для оценки экзамена определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие.

В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую - 5, за среднюю - 3, за мелкую -1.

4.3. Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители во время экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 5.

Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более.

Типичные ошибки

Соответствующие пункты ПДД

Шкала штрафных баллов за ошибки

А.Грубые

1.1.Не предоставил преимущество в движении водителям ТС, имеющим такое право (создав помеху)

3.2,8.1,8.3-8.5,8.8,8.9,11.7,13.4-13.6,3.8,13.9,13.11,13.12,15.1,18.1,18.3

5

1.2.Не предоставил преимущество в движении пешеходам и (или) велосипедистам, имеющим такое право

8.3,13.1,14.1-14.3,14.5,14.6

5

1.3.выехал на полосу встречного движения

8.6,9.2,9.3,9.6,9.8

5

1.4.Прехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщик

6.2-6.5,6.7,6.9,6.10

5

1.5. Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков

Приложение 1

5

1.6.Пересек стоп –линию (разметка 1.12) при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика)

6.13, Приложение 2

5

1.7.Нарушил правила обгона

11.1-11.5

5

1.8.Перед поворотом направо, налево не занял соответствующее положение на проезжей части с учетом п.8.7.

8.5

5

1.10.Нарушил правила проезда железнодорожных переездов

15.1-15.4,12.4

5

1.11. превысил установленную скорость движения

10.1-10.4

5

1.12.не принял возможных мер  к снижению скорости, вплоть до полной остановки, при возникновении опасности для движения

10.1

5

1.13.Действие или бездействие кандидата  в водители. Вызвавшие необходимость вмешательства в процесс управления экзаменнационым ТС с целью предотвращения возникновения ДТП

-

3

Б. Средние

2.1.Нарушил правила остановки

2.1,12.2,12.4,12.7,12.8

3

2.2.Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроении, поворотом.

8.1

 

2.3.Не выполнил требования информационно-указательных знаков, дорожной разметки (кроме разметки 1.3,1.12 приложения 2 к ПДД)

Приложение 1,2

 

2.4.Не использовал в установленных случаях аварийную сигнализацию или знак аварийной остановки

7.1,7.2

 

2.5.Выехпал на перекресток при образовавшемся заторе, создав препятствие при движении ТС в  поперечном направлении

13.2

 

В.Мелкие

3.1.Несвоевременно подал и выключил сигнал поворота

8.2

1

3.2.Нарушил правила расположения ТС на проезжей части

9.3,9.4,9.7-9.10

1

3.3.Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий

10.1

1

3.4.Двигался без необходимости со слишком малой скоростью

10.4

1

3.5.Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП

10.4

1

3.6.Нарушил правила пользования внешним световыми приборами и звуковыми сигналами

19.1-19.5,19.8

1

3.7.Невнимателен по отношению к другим ТС

-

1

3.8.Неуверенно пользуется органами управления ТС, не обеспечивает плавность движения и торможения

-

1

3.9.Не пользуется зеркалами заднего вида

-

1

3.10.Допустил блокировку колес ТС при выполнение экстремального торможения

-

1

3.11.Иные нарушения ПДД

-

1