• Мир в котором мы живём.

    Современный транспорт – важнейший фактор нарушения биосферы и от того, насколько хорошо мы сможем уменьшить его вредное влияние, во многом зависит и будущее нашей планеты.

     
     
  • Экологически чистый транспорт.

    Троллейбус – наиболее экономичный и дешевый, не загрязняющий окружающую среду вид транспорта. Он экономичнее автобуса, меньше потребляет энергии, надежней и проще в эксплуатации, не «пожирает» кислород и не отравляет воздух отработавшими газами.

     
     
  • Экологически чистый транспорт.

    Троллейбус использует электрическую энергию, вырабатываемую на электростанциях, КПД которых выше, чем у двигателя автобуса. Причём источником электроэнергии для троллейбуса может служить любая доступная электростанция.

     
     
  • Экологически чистый транспорт.

    Двигатель троллейбуса допускает довольно значительные по величине кратковременные перегрузки. Электродвигатель может развивать полную мощность во всём диапазоне скоростей, что также важно при эксплуатации в гористой местности.

     
     
  • Просторный и вместительный салон

    Вместимость низкопольного троллейбуса обычно больше, чем у низкопольного автобуса, так как не требуется места для размещения топливных баков, двигатель и агрегаты трансмиссии троллейбуса намного более компактны, а часть электрооборудования можно разместить на крыше.

     
     

Методические рекомендации по организации образовательного процесса


 
  1. 1.      ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

   Требования к результатам освоения Рабочей программы сформированы на основе квалификационных требований, предъявляемых к водителю транспортных средств категории «Тб». В требованиях к результатам освоения рабочих программ описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе освоения рабочей программы, указываются усваиваемые знания, на базе которых формируются умения и приобретается практический опыт управления транспортным средством.

   Структура и содержание Рабочих программ представлены учебным планом, тематическими планами по учебным предметам,  рабочими программами по учебным предметам.

   В учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.

   В тематическом плане по учебному предмету раскрывается последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.

   В рабочей программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом  программы подготовки водителей транспортных средств категории”Тб”.

   Рекомендации к условиям реализации Рабочей программы представлены рекомендациями по организации учебного процесса, учебно-методическому и кадровому обеспечению.

   Весь учебный процесс можно условно разделить на две составляющие: теоретическое и практическое обучение. В теоретической части изучаются следующие дисциплины: «Устройство троллейбусов и их оборудование», « Электроснабжение троллейбусов»,  «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Организация движения троллейбусов», «Первая помощь при ДТП»,  «Основы управления транспортными средствами , «Психофизические основы деятельности водителя», «Культура обслуживания пассажиров на ГЭТ» , «Основы трудового законодательства, охрана труда, электробезопасность, пожарная безопасность,охрана окружающей среды».

     В практической части предусмотрено проведение занятий по вождению на специально оборудованных учебных троллейбусах. Для проведения практических занятий оборудуется площадка на территории предприятия, разрабатываются и согласовываются с ГИБДД учебные маршруты для учебной езды. 

1.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

    Преподаватели по учебному предмету «Устройство троллейбусов и их оборудование», «Электроснабжение троллейбусов» должны иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.

   Преподаватели учебных предметов «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Организация движения троллейбусов» должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, а также водительское удостоверение на право управление транспортным средством соответствующей категории.

   Занятия по предмету «Первая помощь при ДТП» проводятся медицинским работником с высшим или средним профессиональным образованием медицинского профиля.

   Мастера производственного обучения должны иметь образование не ниже среднего (полного) общего, непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет, и документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории.

   Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет. 

   При проектировании учебного процесса определяющими в моделировании педагогической технологии являются квалификационные требования к водителям транспортных средств. 

Права и обязанности организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств. 

Организация, осуществляющая подготовку водителей, обязаны:

 - в рабочих программах подготовки водителей предусмотреть выполнение содержания Примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории "Тб",

Организация, осуществляющая подготовку водителей, имеют право: 

-        изменять последовательность изучения разделов и тем учебного предмета при условии выполнения программы учебного предмета;

-        увеличивать количество часов, отведенных как на изучение учебных предметов, так и на обучение вождению, вводя дополнительные темы и упражнения, учитывающие региональные особенности;

-        организовывать на основе договорных отношений обучение по предмету "Первая помощь" в образовательных учреждениях медицинского профиля, имеющих лицензию на образовательную деятельность. 

Водитель транспортного средства должен знать: 

-        правила дорожного движения, основы управления транспортным средством и безопасности движения;

-        влияние погодных условий (дождь, туман, гололед и т.п.) на безопасность движения и способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

-        ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации механических транспортных средств, загрязнение окружающей среды;

-        назначение, расположение, устройство, принцип действия основных механизмов и приборов троллейбуса;

-        признаки неисправностей механизмов и приборов троллейбуса, возникающих в пути, и способы их устранения с помощью имеющегося инструмента;

-        правила техники безопасности при проверке технического состояния троллейбуса;

-        приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. 

Водитель транспортного средства должен уметь:

-        соблюдать Правила дорожного движения и не допускать дорожно-транспортных происшествий;

-        управлять троллейбусом в различных дорожных и метеорологических условиях;

-        проверять техническое состояние троллейбуса перед выездом;

-        устранять возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности, не требующие разборки механизмов;

-        оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, соблюдать требования по их транспортировке. 

Водитель транспортного средства должен иметь следующие навыки: 

-        управлять транспортным средством на различных типах дорог;

-        прогнозировать развитие дорожной ситуации;

-        ориентироваться в улично-дорожной сети;

-        определять характер любой неисправности троллейбуса и влияние ее на безопасность движения;

-        исправлять характерные и типичные неисправности троллейбуса. 

    Анализируя квалификационные требования, сопоставляя их с насыщенностью учебного процесса, необходимо тщательнейшим образом подбирать методы и формы обучения, корректируя их с учетом качественного состава кандидатов в водители, полового и возрастного ценза, личностных и психофизиологических особенностей, а также способностей к овладению новыми специальными знаниями и умениями. 

 

2. ОСОБЕННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ 

2.1. Особенности практического обучения 

   В отличие от теоретической подготовки, практическая подготовка в кандидаты в водители подразумевает индивидуальный подход к каждому кандидату. Следует учитывать, что контингент обучающихся водительскому ремеслу очень разнообразный, каждый человек имеет определенные знания, навыки, склонности, сугубо индивидуальное восприятие действительности, особые психофизиологические качества личности. Помимо этого, есть объективные факторы, препятствующие достижению положительного результата.Массовое пренебрежение правилами дорожного движения на дорогах является негативным наглядным примером. 

2.2. Первоначальная подготовка 

   «Умение управлять автомобилем необходимо каждому, как начальное образование, как одно из качеств, без которых немыслим современный человек, как основная или вторая специальность».

   Водить автомобиль могут научиться почти все, но непрофессионалам на дороге делать нечего. От качества подготовки водителя зависит жизнь каждого участника дорожного движения. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий по вине водителей показывает, что 70 % аварий совершают водители, чей водительский стаж не превышает пяти лет. Это свидетельствует о слабой профессиональной подготовке водителя, а следовательно, в процессе подготовки не может быть мелочей, и результирующая данной деятельности должна иметь только реально положительный результат, когда все цели, поставленные на этапах обучения, выполнены. Когда на этапах обучения достигаются поставленные цели, то кандидаты в водители видят реальность в овладении водительским мастерством, обнаруживается скрытый потенциал, склонности, что порождает мотивацию к дальнейшему совершенствованию в данной сфере, наблюдается улучшение психологического и эмоционального настроя. Для осуществления плодотворной деятельности необходимо детально спроектировать каждый этап практического обучения в рамках целостного педагогического процесса с учетом широкого спектра факторов, отражающих качественный показатель контингента обучающихся.

   Практика показывает, что женщины лучше усваивают теоретическую часть обучения, что обусловлено потребностью формирования необходимых знаний как фундаментной основы, обеспечивающей надежность и уверенность в процессе управления автомобилем в суровых дорожных условиях. Наилучших результатов достигают женщины в возрасте от 25 до 40 лет, что соответствует этапу сформированности у женщин комплекса жизненно важных личностных черт и позиций. Согласно статистическим данным, женщины реже попадают в дорожно-транспортные происшествия ввиду присущего им материнского инстинкта, аккумулирующего создание безопасных условий при использовании транспортного средства. Женщины имеют больше мотивационных факторов, влияющих на положительно протекающий учебный процесс: стремление к совершенству в любой деятельности, обретение комфорта и свободы с использованием автомобиля, приобретение нового жизненно важного статуса. Стоит отметить, что даже ориентиры профессиональной деятельности женщин не сказываются негативным образом на качестве подготовки водителей.

   При явном преобладании мужчин в водительском персонале побуждающих факторов в становлении водителя гораздо меньше по сравнению с женщинами. Еще в детском возрасте все мальчишки «грезят машинами», сначала коллекционируя их, а потом, приобщаясь к изучению их устройства, совершенствуясь от управления велосипедом к мотоциклу и автомобилю. Поэтому мужчины детально знают все нюансы строения своего транспортного средства, особенности его эксплуатации и обслуживания, зачастую оставаясь незаконопослушной категорией водителей. Адекватно техническому развитию, сопоставимому необходимости и возможности обучению, мужчины становятся водителями раньше женщин, хотя цена успеха гораздо выше. Наиболее плодотворно деятельность по обучению мужчин водительскому ремеслу протекает в возрасте от 20 до 35 лет, когда на первое место среди условий, обуславливающих данную деятельность, выходят осознанность и ответственность.

   Ввиду того, что водительское удостоверение на право управления транспортным средством могут получить лица, достигшие 21-летнего возраста, отсчет осуществляется с данного возрастного уровня. При этом учитываются личностные особенности и другие факторы, влияющие на качество подготовки водителей при уже существующей мотивации. Стоит также отметить, что каждому кандидату в водители присущи сугубо индивидуальные черты, отражающие предрасположенность личности к данному виду деятельности, склонности к конкретным областям познания, восприимчивость к методам и формам познания в рамках данного учебного процесса. 

3.1. Ознакомление с транспортным средством 

   Цель занятия. Сформировать целостное представление о троллейбусе, его функциональности и устройстве. Обозначить роль водителя в отношении транспортного средства. Выявить склонности и недостатки будущего водителя, влияющие на качество подготовки водителя, и побудить кандидата в водители к познавательной и практической деятельности.

   Большая часть обучающихся имеют слабое представление о троллейбусе, ограниченное впечатлениями, получаемыми потребительским образом, которые в свою очередь порождают страх перед троллейбусом. Поэтому в первую очередь, необходимо дать представление о троллейбусе  как об изучаемом объекте, построенном таким же человеком для человека. Для достижения поставленных целей занятие должно носить познавательно-активный характер в рамках операционно-деятельностного компонента обучения, согласно которому «происходит восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала или усвоение теоретических знаний».  Целесообразно данную деятельность осуществлять в виде познавательной беседы, в ходе которой необходимо: выявить уже существующие представления о троллейбусе, имеющиеся склонности и предрасположенности к данному виду обучения; сломать ложные стереотипы в отношении эксплуатации троллейбуса; побудить кандидата в водители к овладеванию технической грамотой и водительскими навыками с учетом мотивации и иных положительно влияющих на процесс обучения факторов

   Первоначально кандидат в водители должен осуществить визуальный осмотр троллейбуса, получить представления о габаритах троллейбуса и соотношении их с дорогой. Данный эпизод занятия необходим для того, чтобы сломать ошибочное представление о том, что для троллейбуса мало места на дороге, что встречные автомобили не разъедутся. У будущих водителей с самых первых занятий должно сформироваться представление о противоречиях в водительской действительности, например, таких, как: скорость встречного грузового автомобиля кажется больше, чем в действительности, а мотоцикла –меньше; в условиях тумана расстояние до объекта кажется большим, чем в действительности; в пасмурную погоду скорость транспортных средств представляется более низкой и т.п. Формирование представлений о противоречиях позволяет кандидатам в водители с первых практических занятий сформировать такое важное для водителя качество, как наблюдательность.

  Троллейбус, имеющий определенные габариты, скрывает в себе много различных приборов, агрегатов, узлов, благодаря которым он может функционировать на благо водителя. Поэтому следующим звеном в знакомстве с троллейбусом будет являться знакомство с его  устройством.   Одной из важных составляющих устройства любого троллейбуса  является рулевое управление, которое позволяет изменять направление движения автомобиля за счет изменения положения управляемых колес.

    Рабочее место водителя, должно отвечать следующим требованиям:

-        Комфортность. Для этого сиденье водителя имеет определенные настройки, позволяющие отрегулировать правильную и удобную посадку водителя с учетом его комплекции.

-        Доступность органов управления. Рабочее место проектируется с учетом легкого и быстрого доступа водителя к основным и вспомогательным органам управления.

-        Обзорность. С места водителя должен осуществляться контроль дорожной обстановки на 360 градусов, для чего в автомобиле применяются широкоформатные стекла, имеющие светопроницаемость не менее 70 %. Каждый троллейбус оснащается зеркалами заднего вида, обеспечивающие постоянный контроль дорожного пространства сзади, без поворачивания головы.

-        Безопасность. При возникновении аварийных ситуаций водитель и пассажиры должны быть надежно защищены от воздействия факторов, причиняющих вред их здоровью. Стекла троллейбуса должны позволять лицам, находящимся в салоне, при необходимости быстро эвакуироваться. Обивка салона, панель приборов, материал сидений автомобиля должны изготавливаться из пожаростойких материалов.

   Все конструктивные решения, заложенные в проектирование троллейбуса, создают необходимые предпосылки для формирования у будущих водителей технической грамоты. В процессе становления водителя троллейбуса становится более доступным в понимании и обслуживании техническим объектом. 

3.2. Рабочее место водителя. Органы управления автомобиля и приемы пользования ими

   Цель занятия. Познакомить кандидата в водители с рабочим местом водителя, его устройством. Сформировать представление о правильности посадки водителя, влиянии ее на качественные показатели управления автомобилем. Познакомить с органами управления и контрольными приборами, их назначением. Выработать у будущих водителей правильность в пользовании органами управления и осуществлении контроля технических параметров троллейбуса

   Деятельность, осуществляемая в рамках данного занятия и направленная на формирование реального представления рабочего места водителя, оборудованного основными и вспомогательными органами управления и приборами, выработка правильности в действиях водителя при использовании органов управления, должна осуществляться в условиях, полностью соответствующих действительной обстановке автомобиля. Поэтому представление рабочего места, органов управления и действия ими должны сопровождаться демонстрацией каждого элемента, его функционированием и приемом пользования.

   Анализируя степень надежности водителя, а именно его профессиональную пригодность, подготовленность и работоспособность, практически всегда обнаруживаются недостатки, истоки которых заложены в период формирования первоначальных водительских знаний и умений. Статистические данные показывают, что от 40 до 70 % дорожно-транспортных происшествий происходит из-за ошибок, допускаемых водителями в результате снижения работоспособности. Работоспособность не постоянна, она изменяется в течение дня, суток, недели. Основной причиной снижения работоспособности является утомление – закономерный процесс, наступающий в результате трудовой деятельности.

    Хорошей работоспособности способствует тщательная подготовка рабочего места и грамотный уход за ним. Правильная регулировка сиденья, спинки обеспечивают наименьшее мышечное напряжение и хороший обзор. Поэтому в начале данного занятия необходимо сформировать у будущего водителя правильное представление о посадке водителя. Отмечавшиеся ранее требования, предъявляемые к рабочему месту водителя, а именно: комфортность, доступность органов управления, обзорность и безопасность, наряду с комплекцией обучающегося, являются определяющими факторами при осуществлении настройки рабочего места.

    Первым шагом в настройке рабочего места является установка сиденья водителя относительно рулевого колеса. Не менее важным критерием оценки правильности настройки водительского сиденья является обзорность. При удаленной посадке водителя относительно рулевого колеса обзорность водителя ухудшается за счет уменьшения угла видимости в прямолинейном направлении и сужения поля зрения.

     Следующим элементом рабочего места водителя, подлежащим регулированию, является спинка сиденья. Отмечая справедливость утверждения, что положение спинки в первую очередь влияет на утомляемость водителя, необходимо обратить внимание на два важных момента. Во-первых, при правильном положении рук на рулевом колесе чуть выше середины угол в локтевом суставе должен быть порядка 90 градусов при слегка отведенных плечах от туловища. Во-вторых, спина водителя должна быть прямой и полностью опираться на спинку сиденья.

     Следующим этапом знакомства с водительским местом является формирование представления о зеркалах заднего вида и правилах пользования ими. Любой троллейбус оснащен двумя или тремя зеркалами заднего вида, позволяющим осуществлять визуальный контроль дорожной обстановки сзади движущегося автомобиля. Расположение зеркал позволяет водителю просматривать все пространство вокруг автомобиля. Боковые зеркала, расположенные на троллейбусе, помогают водителю контролировать невидимые зоны (участки дороги, находящиеся вне зоны видимости водителя при непосредственном обзоре и обзоре через салонное зеркало заднего вида). Такие зоны всегда представляют реальную угрозу для безопасности движения, так как располагаются слева и справа от заднего габарита троллейбуса, где возможно движение автомобилей, игнорирование которых может привести к столкновениям при перестроениях или совершении обгонов. Установка и крепление зеркал заднего вида позволяют водителю корректировать их положение в зависимости от регулировки сиденья водителя. Поэтому важным моментом в подготовительных действиях перед началом движения является настройка зеркал заднего вида. Внешние боковые зеркала настраиваются на видимость соседних полос движения и края своего автомобиля, чтобы водитель не только видел движущиеся транспортные средства в пределах соседних полос, но и контролировал интервалы движения между автомобилями.

   Таким образом, определив значимость зеркал заднего вида в процессе управления троллейбусом, необходимо привить будущим водителям необходимость в постоянном пользовании зеркалами, определяя тем самым формирование правильных навыков.

   Создав все предпосылки для нормальной работы водителя путем формирования комфортных и безопасных условий на рабочем месте, целесообразно перейти к представлению органов управления троллейбуса и отработке основных приемов пользования ими.

   Первоначально необходимо обозначить роль рулевого колеса в процедуре управления троллейбусом, а также сформировать представление о правильном положении на рулевом колесе и способах его вращения.

   Рулевое колесо любого транспортного средства позволяет водителю осуществлять контроль над движением троллейбуса посредством изменения траектории его движения.        Исходя из действий, выполняемых водителем при управлении троллейбусом, можно выделить следующие функциональные моменты использования рулевого колеса:

   Рулевое колесо необходимо для выполнения основных маневров, таких, как повороты, разворот, перестроение, обгон и объезд. Для данных маневров характерны значительные действия рулевым колесом при изменении траектории движения с последующим стабилизирующим ходом рулевого колеса в обратную сторону.

   Не менее важными являются минимальные действия рулевым колесом, носящие корректирующий характер при прямолинейном движении троллейбуса.

   Учитывая указанные особенности в использовании рулевого колеса, необходимо обозначить место расположения рук на нем. При прямолинейном движении троллейбуса, когда основная работа водителя сводится к удержанию автомобиля на заданной траектории движения, руки всегда должны находиться немного выше середины рулевого колеса. Это позволяет водителю:

-        Осуществлять быстрый и удобный доступ к вспомогательным органам управления: рычагу включения указателей поворотов, переключателю света фар, рычагу включения стеклоочистителей и стеклоомывателей, которые располагаются с левой и правой сторон рулевой колонки.

-        Совершать поворот рулевого колеса на больший угол.

-        Предотвращать возникновение напряженности в руках.

-        Уравновешивать рулевое колесо под собственным весом рук.

   При совершении значительных действий рулевым колесом руки водителя не должны мешать друг другу, ввиду чего используются два основных приема управления рулевым колесом при поворотах или развороте автомобиля.

   Метод захвата. Для данного метода характерен захват рукой противоположной части  рулевого колеса с поворотом его в сторону руки, при этом другая рука помогает осуществлять поворот рулевого колеса, располагаясь ниже захватываемой руки. Преимущество данного способа заключается в быстроте его выполнения и малых физических затратах.

   Метод перехвата. Характерной особенностью этого метода является поочередное вращение рулевого колеса обеими руками. Одна рука вращает колесо в собственную сторону, другая рука, скользя, движется в противоположную сторону, после чего, захватив рулевое колесо, продолжает вращение в заданном направлении. Данный способ отличает более плавный стиль управления рулевым колесом и универсальность, так как на грузовых автомобилях и автобусах с большим рулевым колесом первый метод затруднителен в использовании. Указанные предпосылки делают метод перехвата приоритетным.

   В центре рулевого колеса размещается звуковой сигнал, который используется для предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Такое расположение звукового сигнала позволяет водителю воспользоваться им, не отрывая рук от рулевого колеса.

   В непосредственной близости от рулевого колеса, располагаются вспомогательные органы управления: рычаг включения указателей поворотов, переключатель света фар (ближний/дальний), рычаг включения стеклоочистителей и стеклоомывателя. Стоит сразу же сформировать у будущих водителей правильность в пользовании этими органами управления, заключающуюся в том, что доступ к данным рычагам осуществляется только с внешней стороны рулевого колеса. Особое внимание следует обратить на процедуру включения указателей поворотов. Включение указателей поворота должно осуществляться пальцами левой руки, не отрывая самой руки от рулевого колеса. Действие данных предупредительных сигналов сопровождается включением контрольных световых сигналов, расположенных в едином блоке контрольных приборов. Выключение световых сигналов указателей поворотов происходит автоматически, при обратном ходе рулевого колеса. Хотя следует обратить внимание на тот факт, что автоматическое выключение возможно при вращении рулевого колеса не менее чем на 90 градусов. Такое действие наблюдается при совершении поворотов и разворотов. В иных случаях водитель должен сам выключать данные указатели.

   Световые указатели поворотов имеют и другое функциональное назначение, когда одновременное включение левых и правых указателей поворотов символизирует «аварийную остановку». Данная аварийная световая сигнализация приводится в действие кнопкой, имеющей символ равностороннего треугольника (знак аварийной остановки).

   В контексте утверждения «чем быстрее едешь, тем дольше тормозить», важно обследовать еще один элемент педального узла – педаль рабочей тормозной системы (тормоз). Необходимо избегать резких нажатий для предотвращения блокировки колес и последующего торможения юзом, когда колеса переходят из состояния качения в состояние скольжения. При этом тяговое усилие на колесах превышает коэффициент сцепления с дорогой, ввиду чего происходит потеря сцепных качеств у блокируемых колес и, как следствие, занос данной оси, результатом которого является разворот троллейбуса  с возможными последующими столкновениями или опрокидыванием автомобиля. Поэтому следует с самого начального этапа знакомства с троллейбусом научиться грамотно воздействовать на данный орган управления, а именно в плавном неоднократном нажатии данной педали. Ввиду того, что при нажатии на данную педаль на заднем габарите троллейбуса автоматически загораются стоп-сигналы, такой способ торможения позволяет другим водителям, движущимся сзади, воспринимать таковую информацию, анализировать ее и принимать соответствующее решение.

   Помимо рабочей тормозной системы, в устройстве атроллейбуса предусмотрено функционирование стояночной тормозной системы, действие которой сводится к удержанию троллейбуса в неподвижном состоянии при остановке и стоянке, особенно на наклонных участках. Для приведения стояночного тормоза в действие необходимо рычаг потянуть вверх до полной блокировки задних колес, которой соответствует 3 – 5 щелчков действия храпового механизма данного рычага. При этом на панели приборов загорается контрольная лампа стояночного тормоза. В момент начала движения рычаг опускают вниз, нажав предварительно на кнопку-фиксатор, Важно выработать у будущих водителей привычку перед началом движения проверять состояние рычага стояночного тормоза.

Данный этап в контексте единой спроектированной педагогической технологии, предусматривающей последовательную реализацию целей, адекватных процессу становления водительского мастерства, отличается высокой концентрацией элементов, подлежащих усвоению. Активизируя направленность деятельности на достижение результата, следует выявить степень усвоения обучающимися материала, предусмотренного данным этапом, посредством комплекса контрольных вопросов.